Системный подход к распределению студентов на инженерные проекты в ИТМО
В ПИШ ИТМО существует системный подход к распределению студентов на инженерные проекты, который включает в себя несколько этапов: 1. Intro Days: Первый шаг к знакомству студентов с научной сферой, где они знакомятся с вариантами прикрепления к проектам. 2. Выбор проекта: Студенты могут выбрать проект, который уже существует, или предложить свою идею собственного проекта. 3. Распределение по проектам: Распределение по проектам происходит с помощью общения с научными руководителями, менторами, PI и PE, а также с помощью специальной платформы, например, AI Talent Matcher. 4. Финансирование проекта: На различных мероприятиях, которые проходят с участием индустриальных партнеров (хакатоны, буткемпы, воркшопы, конкурсы, Demo Day и т.п.) студенты имеют возможность не только найти идею для собственного проекта, но и получить финансовую поддержку. Основной целью системного подхода является максимальное распределение студентов на проекты, которые формируются по заказу индустриального партнера. В случае сетевых образовательных программ, все проекты ассоциированы с индустриальным партнером. Развитие soft skills В ПИШ ИТМО предусмотрено практически непрерывное обучение студентов навыкам soft skills, которое включает в себя: * Общеуниверситетский модуль, который предлагает студентам выбор из более чем 30 дисциплин, таких как инструменты принятия решений, личная эффективность, современная бизнес-коммуникация, управление стрессом и профилактика выгорания. Все дисциплины модуля soft skills спроектированы с учетом развития компетенций, которые требуются со стороны работодателей: коммуникативные навыки, умение понимать других, вести переговоры, работать в различных коллективах, включая удаленные, умение планировать и распределять время и задачи и др. * Модуль ПИШ, который состоит из трех дисциплин и предполагает создание условий для объединения студентов в междисциплинарные команды и развития hard skills через призму полученных soft skills с фокусом на конкретный междисциплинарный проект. Во время реализации дисциплин модуля ПИШ для студентов подчеркивается и демонстрируется значение soft skills для успешной профессиональной деятельности. * Курсы по дополнительному профессиональному образованию (ДПО), на которых проводятся различные тренинги по soft skills, где большая часть времени уделяется практической отработке навыков: работа в команде, деловая коммуникация, техники публичных выступлений, тайм-менеджмент и целеполагание, развитие эмоционального интеллекта Знания в области бизнес-процессов В ПИШ ИТМО также существует многоступенчатое обучение знаниям в области экономики, маркетинга и наукоемкого предпринимательства: * Общеуниверситетский модуль, где можно получить не только первичные знания в области бизнес-процессов, но и расширить представления об анализе рынка, исследовании потребителя, создании продуктовой матрицы, формировании стартап-команды, разработке бизнес-модели проекта, оценке готовности высокотехнологичного продукта к коммерциализации в реальном секторе экономики. * Модуль ПИШ, где студенты обучаются анализу информации, работе с профессиональными источниками и структурированию данных, моделированию процессов и прогнозированию на основе трендов. * Микромодули, которые вводятся в качестве факультативов для устранения пробелов в компетенциях студентов. Например, мини-курс по экономике продукта раскрывает такие темы, как бизнес-модель и финансовая модель продукта, подходы к оценке рынка продукта, экономика масштаба и сетевые эффекты в контексте цифровых продуктов. Запрос на микромодули возникает у студентов не только во время обучения, но также в ходе подготовки и участия в научно-образовательных мероприятиях, которые проводятся с целью выявления и поддержки талантов, способных к инженерному и научному мышлению, готовых генерировать идеи и воплощать их в жизнь в виде минимально жизнеспособного продукта (MVP) и объединять для этих целей многопрофильную команду.
Экономика и маркетинг в инженерных проектах студентов УУНиТ
В рамках образовательного процесса ПИШ "Моторы Будущего" особое внимание уделяется экономической части проработки проектов, в том числе студенческих. Допустим, в прошлом году в весеннем семестре у студентов был проект "Гараж", в рамках которого они реализовывали свои идеи целую неделю. Помимо реализации проектов, студенты также разрабатывали экономическое обоснование. Но самое интересное — они пытались продвинуть свои проекты на рынке, проводя маркетинговые исследования. В целом, в ПИШ мы занимаемся не только маркетинговыми исследованиями наших продуктов и их продвижением на рынке, но и практической реализацией и продажами. Мы учим студентов выбирать сферу рынка, в которой должны быть реализованы их проекты. Они делают анализ этого рынка, проверяют и рассчитывают его емкость, формируя ценовое или маркетинговое предложение, понимая, куда этот рынок может двигаться и что с ним может происходить. В рамках нашей НИОКРовской деятельности или продуктовой линейки мы более серьезно относимся к маркетинговым исследованиям. Здесь происходит проработка продуктов, которые мы запускаем на рынок. Некоторые из них являются инициативными проектами. Например, наш проект по зарядным станциям, когда мы совместно с компанией "Альтима Строй" разрабатывали стратегию маркетинга и продажи этого продукта. Бывают и чисто ПИШевские продукты, для которых мы также прорабатываем маркетинг и экономику. Мы нацелены на то, чтобы ПИШ стал эффективной экономической структурой, похожей на корпорацию, которая может окупать себя и обеспечивать прибыль своей деятельностью.
Междисциплинарный образовательный проект по отбору и поддержке талантливой молодежи "Олимпиада "Высокие технологии и материалы будущего"
Олимпиада «Высокие технологии и материалы будущего» является комплексным междисциплинарным мероприятием, сочетающим образовательные и соревновательные аспекты, направленные на отбор и поддержку талантливой молодежи, в первую очередь – школьников, по всей территории Российской Федерации: а также а формирование образовательных траекторий в области химического материаловедения, фундаментальной физико – химической инженерии и высоких технологий, включая биотехнологии, нанотехнологии, биологию и медицину. В отборочном (заочном, дистанционном) этапе Олимпиады принимают участие 4 000 – 5 000 школьников, а также дополнительно студенты, аспиранты, молодые ученые, учителя, из которых до 180 человек отбираются на заключительный очный этап. Организатором Олимпиады в 2024 учебному году выступал Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и, в частности, Передовая Инженерная школа МГУ оказывала научно - методическую, организационную и информационную поддержку. Помимо теоретических состязаний по комплексу предметов «химия, физика, математика, биология» (укрупненная группа специальностей «нанотехнология», естественные науки) в рамках регламента олимпиад перечня Российского Совета Олимпиад Школьников (уровень Олимпиады – первый по Перечню), ПИШ МГУ большое внимание уделил проведению Заочной Научно – Технологической Школы (ЗНТШ) и Весенней Проектной Школы (ВПШ) – составляющих Олимпиады, направленных на популяризацию науки, высоких технологий и содействие формированию и развитию исследовательских компетенций у школьников. Олимпиада являлась перечневой олимпиадой 1 (высшего) уровня, что предоставляет абитуриентам из Российской Федерации и ряда стран СНГ возможность поступления в университеты РФ на льготных условиях, в том числе МГУ. Олимпиада включает ряд конкурсов, которые позволят любому участнику в максимальной степени проявить свои силы, знания, опыт и творческие способности. Большинство конкурсов проводятся в два этапа: отборочный (заочный интернет-тур) и заключительный. Основной, теоретический этап Олимпиады для школьников проводится по комплексу предметов – химия, физика, математика и биология. Задачи комплекса имеют истоки в научной деятельности ведущих ученых. В результате каждая задача, в той или иной мере, позволяет школьникам войти в новую научную проблему и найти свое оригинальное решение. Олимпиада развивает в школьниках не только дух соперничества, но и самостоятельность, творческий характер мышления, естественнонаучный подход к познанию окружающего мира. Для младших школьников в рамках Олимпиады предусмотрен конкурс более простых естественно – научных задач, младшеклассники могут участвовать в соревнованиях по комплексу предметов и претендовать на получение официальных дипломов Российского совета олимпиад школьников: задания по комплексу разделены на две возрастные группы – для школьников 5 – 10 и 11 классов. Отдельно проводится конкурс проектных работ школьников – «Гениальные мысли». Для студентов выпускных курсов бакалавриата и специалитета организована Универсиада «Ломоносов» по химии, физике и механике материалов – уникальный конкурс, рассчитанный на поддержку талантливой молодежи, мотивацию дальнейшего развития научно-исследовательской карьеры, а также поступление в магистратуру МГУ без экзаменов. Технически Олимпиада «Высокие технологии и материалы будущего» является многоэтапной олимпиадой с дистанционным интернет–туром (официальный сайт enanos.nanometer.ru и новостная часть, сайт nanometer.ru), а также очными состязаниями в Московском государственном университете. Особенностями Олимпиады является не только высокий научный уровень задач, приближенных к реальной практике решения современных проблем, существующих в области высоких технологий, биотехнологий, материаловедения, но и наличие предолимпиадных консультаций для новых участников (Заочная Научно-Технологическая Школа) и публичных лекций, поддержка иногородних участников очного тура, наличие полноценного тура проектных работ школьников, привлечение лучших учителей, студентов, аспирантов, молодых ученых – кураторов проектных научно-исследовательских работ школьников, памятные подарки победителям и призерам Олимпиады. Основной целью всего проекта в целом является реализация масштабного образовательного проекта, направленного на организацию и проведение Олимпиады школьников «Высокие технологии и материалы будущего» и связанных с ней образовательных мероприятий. Основные задачи проекта при поддержке различных партнеров: −Разработка более 140 оригинальных теоретических задач для школьников 5 – 10 и 11 классов для проведения отборочного (120 задач) и заключительного (32 задачи) этапов Олимпиады по комплексу предметов «химия, физика, математика, биология». −Разработка в соответствии с нормативами РСОШ и публикация на сайте Олимпиады общего положения об Олимпиаде, регламента проведения Олимпиады, положения об апелляциях на результаты Олимпиады. Разработка и публикация на сайте Олимпиады положения о конкурсе проектных работ «Гениальные мысли» и регламента проведения Универсиады «Ломоносов» по химии, физике и механике материалов для студентов, организованной на площадке Олимпиады. −Материально-техническое сопровождение мероприятий Олимпиады, подготовка приказа о проведении Олимпиады. −Организация и проведение отборочного и заключительного этапов Олимпиады по комплексу предметов «химия, физика, математика, биология» для школьников 5 – 10 и 11 классов; конкурса проектных работ «Гениальные мысли» для школьников 5 – 11 классов; Универсиады «Ломоносов» по химии, физике и механике материалов для студентов, обучающихся или закончивших обучение по образовательным программам бакалавриата, специалитета. −Размещение на сайте Олимпиады блоков задач, тестов и творческих заданий для проведения отборочного этапа Олимпиады, а также решений задач для проведения апелляции. −Публикация и актуализация материалов архива научно-популярного контента Олимпиад, в т.ч. авторефератов проектов школьников, интервью участников Олимпиады. Наполнение всех разделов сайта Олимпиады и страниц конкурсов сайта Олимпиады в соответствии с положением и графиком проведения Олимпиады. Подготовка новостей и актуальных информационных материалов. −Подготовка открытых лекций для потенциальных участников Олимпиады с демонстрацией достижений в области высоких технологий и материалов будущего, по вопросам подготовки и участия в Олимпиаде, по опыту и методике ведения исследовательской и проектной деятельности, видеосъемка образовательных материалов (как части Заочной Научно-Технологической Школы – ЗНТШ). −Привлечение потенциальных участников и расширение баз данных участников Олимпиады в процессе ознакомления всех заинтересованных категорий граждан о цели и основных мероприятиях, проводимых в рамках Олимпиады. −Проведение рекламной кампании Олимпиады и распространение информации, в том числе, для разъяснения регистрирующимся пользователям правил и перспектив участия в Олимпиаде. Информирование общеобразовательных организаций о мероприятиях Олимпиады, включая информационные рассылки писем в электронном виде по базе данных сайта, включающей более 43 000 адресатов. Размещение информации об Олимпиаде в электронных СМИ. −Консультирование организаторами участников Олимпиады по всем вопросам проведения Олимпиады (посредством электронной почты, сервисов сайта Олимпиады и других способов коммуникации). −Отбор победителей и призеров отборочного и заключительного этапов Олимпиады и Универсиады с учетом требований РСОШ, профориентация и продвижение талантливой молодежи, проведение церемонии закрытия Олимпиады. −Организация Весенней Проектной Школы-конференции (ВПШ) для школьников, молодых ученых, преподавателей, учителей. −Разработка дизайна материалов Олимпиады (сувенирной продукции, дипломов, бейджей, информационной брошюры, афиши, расписания, ролл-апа, пресс-вола и др.). Подготовка дипломов участников, победителей и призеров, а также благодарностей учителям и педагогам. −Подготовка сборника заданий отборочного и заключительного этапов Олимпиады, включающего тексты задач и авторские решения. Публикация сборника в электронном виде на сайте Олимпиады. Проект имеет комплексный характер и служит поиску и поддержке наиболее талантливых участников. Выявление, поддержка и научно-образовательная карьера мотивированных и подготовленных абитуриентов для ведущих ВУЗов с целью формирования новых научных кадров – основная прагматическая задача проекта. При этом проект является междисциплинарным и позволяет работать со школьниками в области химии, физики, математики, биологии, проектной деятельности на пересечении образования, передовых научных знаний и высоких технологий. Одновременно, в отличие от других внешне похожих событий, в проект вовлечены не только школьники, но и учителя, а также студенты, аспиранты и молодые ученые, поскольку без задействования подобного широкого среза участников, без организации взаимосвязи между школой, ВУЗами и Российской Академией Наук невозможна нормальная подготовка школьников новой генерации и эффективное распространение научных знаний. В связи с этим, кроме собственно соревновательного, в проекте присутствует мощный образовательный (заочная и проектная школа) и научно-популяризационный компоненты. Проект востребован у школьников, учителей, школ как организаций, студентов и аспирантов ВУЗов, самих ВУЗов в отношении абитуриентов и взаимодействия с целевой аудиторией. Уникальность проекта – в его глубокой интеграции в цепочку подготовки кадров для российской науки и в комплексности предлагаемых научно-образовательных решений.